Слушать Радио-FM сегодня
так же привычно, как смотреть кабельное телевидение. Конечно, не
в каждом городе в эфир выходят 17 станций, как в Киеве. (Для сравнения:
в Нью-Йорке вещают около сорока станций, каждая из которых специализируется
на каком-то жанре: рок, поп, джаз, кантри, ретро, классика и т.д.)
"Форматизация" наших FM-каналов еще не завершена, и значительная
часть их заполняет эфир рекламой и музыкой (зачастую сводящейся
к однообразным воплям типа "Ай лав ю, ай лав ю, ай лав ю...").
Возможно, опытный музыковед разберется в пересоленном винегрете
современных ритмов и разложит их по полочкам на рэп, джангл, кул,
техно, хаус... Однако всему этому шуму можно дать общее наименование
"тринддизм". Данный термин сконструирован из букв, входящих
в слова "три ноты для двух извилин мозга".
В русскоязычном репертуаре долгое
время лидировал какой-то мальчик, очень стремившийся в Тамбов. Наконец
он уехал, а на его место немедленно прибыл негр, которого убили,
но он встал и пошел. Его тут же заменила некая мадам Брошкина, поскольку
ее поезд ушел... Богатство мелодии в подобных шлягерах может соперничать
только с глубиной содержания. К примеру, безголосый певец упорно
твердит: "Я электрический утюг, я электрический утюг..."
А почему именно утюг, а не чайник?
Похоже, на наших FM-станциях все отдано
на откуп вольному сыну эфира ди-джею. Обычно это бойкий молодой
человек или девица с хорошо подвешенным языком. Указанным инструментом
они пользуются виртуозно. Особым шиком считается говорить быстро
и невнятно, при этом допускается солидная доза развязности, нарочитая
гнусавость и иностранные словечки. Настойчивое желание ди-джеев
выразиться на "заграничном" языке столь же неодолимо и
спонтанно, как чиханье. Вот пример: "Здесь ди-джей Леша виз
бест вишес энд мюзик композишен".
К сожалению, грубость и пошлость уже
давно стали нормой (в смысле, "форматом") FM-эфира. Наверное,
все слышали "приколы": "Кто с мечом к нам придет,
тот в орало и получит!", "Сколько водки не бери, все равно
два раза бегать!" и "Чем толще наши морды, тем теснее
наши ряды!" Дарю этой радиостанции еще один афоризм в привычном
для нее стиле: "Ложка дегтя не испортит бочку фекалий"...
А как вам понравится такой экстравагантный способ привлечения внимания:
слышится лай пса, затем следует объявка: "Радио "Столица"
знает каждая собака!" Скромненько, но со вкусом.
Еще одно любимое занятие ди-джеев
- телефонные беседы и выполнение музыкальных заявок. Звонят, в основном,
школьники и студенты, их заявки укладываются в узкий набор шлягеров.
Похоже, привлекает не столько песня, сколько возможность услышать
свой голос в эфире. Многих постоянных "звонарей" ди-джеи
уже хорошо знают, и между ними возникают диалоги, столь же пространные,
сколь и пустые. Излияния слушателей поступают и на пейджеры, и,
естественно, немедленно оглашаются. Вот только один из многих вариантов
крика человеческой души: "Нина, не пей много пива - не хватит
денег на памперсы!"
Не менее популярны всевозможные игры
со слушателями, причем, весьма познавательные. Скажем, вопрос: зачем
велосипедисты надевают на голову пластиковые шлемы? Что, слабо?
А вот некая Наташа с первого раза догадалась, что для того, чтобы
не повредить голову. (Кстати, участникам подобных игр тоже не помешало
бы надеть шлемы.) Но все это невинные цветочки. Среди бела дня в
разгар школьных каникул одна радиостанция "запузырила"
в эфир оригинальную игру. Ди-джей Генек, цинизм которого может соперничать
только с его же болтливостью, задает какому-то молодому человеку
вопросы, касающиеся самых интимных подробностей его любовных отношений
с подругой: когда, как часто, как долго и даже в какой позе... Затем
эти же вопросы задаются его партнерше. И если оба, отбросив всякие
там фиговые листочки, ответят одинаково, они смогут прикрыть свой
срам призом - цветным телевизором. Не называю эту станцию, чтобы
не делать ей бесплатную рекламу. Но надеюсь, Нацсовет по телевидению
и радиовещанию учтет заслуги этого самобытного канала и в процессе
перелицензирования вне очереди предоставит ему самые лучшие частоты.
Кроме всего этого, FM-станции потчуют
нас прямо-таки убойным юмором. А чтобы было еще смешнее, в нужных
местах звучит заранее записанное ржание гомо сапиенсов. Чего проще
выдать "прикольный" анекдот: "Маленькая девочка играется
во дворе, какой-то хмырь выкалывает ей глазик. Малышка продолжает
играться. Он выкалывает ей второй глазик. И тогда девочка уходит.
Потому что мама велела ей быть дома, когда стемнеет". Нет,
это не черный юмор. Это - белая горячка!
Как-то в одной очень познавательной
ночной передаче некая девица со знанием дела рассуждала о том, как
потерять невинность, а затем восстановить ее оперативным путем.
Возникает вполне закономерный вопрос: а нельзя ли оперативным путем
восстановить невинность киевских каналов FM? Наверное, можно, хотя
это окажется довольно болезненной процедурой. Автор против подобной
операции, но что-то со всем этим делать надо. Ведь радио всегда
было мощнейшим проводником культуры, и нельзя допустить, чтобы в
эфире воцарился формат "агрессивного примитива".
А не сгустил ли автор краски? Приятные
мелодии звучат на "Мюзик радио", оригинальные розыгрыши
предлагает "РКВ", "Гала" и "Авто"
сообщают полезную и оперативную информацию для автолюбителей, спортивные
новости хорошо подает канал "Зэт". Интересны передачи
"Континента" - от джаза до классической музыки. У поклонников
ретро и настоящего пения появился свой канал "Ностальгия".
Правда, в эфире не мешало бы объявлять, кто и что исполнил - вдруг
не все досконально знают музыку прошлых лет.
Будем надеяться, что начавшееся перелицензирование
станций окажет положительное воздействие на форму и содержание FM-вещания.
А пока, увы, на память частенько приходит афоризм Юлиана Тувима:
"Радио - это великое изобретение. Один поворот ручки - и ничего
не слышно".
Игорь ГУСАЧЕНКО
|